Хроника: явление «Cеребряного призрака»
Строго говоря, Silver Ghost – это один определенный автомобиль, а не название для всех моделей 40/50HP. На заре автомобилизации машинам, подобно раритетным произведениям искусства, нередко присваивали имена собственные. И вот управляющий директор C.S.Rolls & Co. Клод Джонсон нарек один их новых автомобилей «Серебряным призраком».
Это была машина на шасси № 60551 с кузовом, построенным мастерской Barker & Co. Кузов выкрашен «серебрянкой» – размешанной на масле алюминиевой пудрой, панели капота – из неокрашенного алюминия, фары и кузовную фурнитуру покрывал слой серебра. Свое название автомобиль получил за бесшумную работу, которую британский журнал The Autocar сравнивал со стрекотанием швейной машинки.
Статья была опубликована 20 апреля 1907 года. Так совпало, что в тот день компания C.S.Rolls & Co. продала первый из Rolls-Royce 40/50HP (шасси № 60544) в частные руки – некоему Уильяму Аркрайту Честерфилдскому.
Как случилось, что с ноября по апрель новинкой никто не заинтересовался? Интересовались, и еще как! Просто в компании решили не торопиться и еще раз все хорошенько проверить в новой машине. Так в старой доброй Англии принято было вести дела. По сути, на шоу в лондонском зале «Олимпия» состоялся только предварительный показ новинки. К 15 ноября были готовы только четыре шасси. Кстати, № 60551, нареченный «Серебряным призраком» – это 12-е по счету шасси. Его завершили 6 марта 1907 года.
Сколько прозвищ, помимо «Серебряного призрака», получили еще «ройсы» модели 40/50HP! «Дредноут», «Серебряная тишь», «Жемчужина Востока», «Серая моль»… Всех и не перечислишь. Одних только синонимов слова «призрак» в английском языке наберется несколько – phantom, и shadow, и spectre (specter), и whisper… Но одно утвердилось, причем настолько, что в 1925 году пришлось отучать людей называть Silver Ghost очередную модель компании, которой вполне официально было присвоено название Phantom.
Как и пристало настоящему раритету, Rolls-Royce шасси № 60551 получил и другое имя – AX201. Так его назвали по комбинации на регистрационном номере, которые в Великобритании традиционно выдаются автомобилям пожизненно.
«Машина AX201» – один из главных исторических памятников страны, символ свершений, достигнутых ее автомобильной промышленностью. Свою первую поездку она совершила 13 апреля 1907 года – за рулем сидел главный испытатель компании Эрик Плэтфорд. После обкатки машина приняла участие в авторитетном испытании – Шотландском триале надежности. С 3 по 14 мая она покрыла расстояние свыше 2000 миль, причем на пути в Глазго директор Клод Джонсон проехал 518 миль только на высших передачах, третьей и четвертой.
Эластичность мотора была поразительной – на третьей передаче удавалось двигаться со скоростями в диапазоне от 3,4 до 54,94 миль/ч. Думается, читатель самостоятельно сможет пересчитать скорость в метрические единицы (1 миля = 1,609 км). Впрочем, и без этого впору поразиться возможностям, предоставляемым автомобилем. А меньше переключений – ниже вероятность поломок в пути. Кстати, за те 12 дней, что проводилось испытание, на устранение поломок было затрачен всего 1 ч 28 минут. Наибольшую неприятность в те времена, как известно, доставляли подковные гвозди, которыми были усеяны дороги.
Про «машину АХ201» рассказывают как о странствующем рыцаре, чьи жизнеописания, как известно, были наполнены подвигами и свершениями. Нам же интересно, что до 1908 года ни один из построенных к Лондонскому автосалону 1906 года и позже автомобилей 40/50HP так и не был никому продан (за исключением вышеупомянутого графа Честерфильдского). Умели в те времена вести бизнес!
Говоря о названиях и непревзойденной надежности, нельзя обойти стороной и автомобиль, 100-летие достижения которого отмечалось недавно, 11 сентября. Опытный экземпляр с регистрационным номером R-1075 The Sluggard («Лентяй») сто лет назад преодолел расстояние от Лондона до Эдинбурга на высшей передаче. Машина несколько отличается от других 40/50HP. Сзади вместо трехчетвертных рессор установлены консольные, «кантилеверные» четверть-эллиптические. Колеса имеют несколько меньший диаметр, чем стандартные, и в целом машина сидит примерно на пять дюймов ниже. 7,4-литровый шестицилиндровый 48-сильный двигатель (вначале был мотор объемом 7,0 л) имеет увеличенную степень сжатия с 3,2 до 3,5:1. Коробка передач – трехступенчатая, со сближенными числами.
Помимо успешного броска до Эдинбурга под надзором Королевского автоклуба, на треке в Бруклэндс этот автомобиль установил рекорд скорости, пройдя полмили с ходу с результатом 101 миля/ч. Таким образом, «призрак» стал первой моделью Rolls-Royce, преодолевшей заветный показатель 100 миль/ч. Всего за 18 лет компания построила 6173 автомобиля модели 40/50HP.