Хроника: явление «Cеребряного призрака»

105 лет назад, 15 ноября 1906 года, на Лондонском автосалоне дебютировал Rolls-Royce 40/50PS, получивший известность как Silver Ghost – «Серебряный призрак». И по сей день это самая знаменитая модель компании.
Лондон, Западный Кенсингтон, выставочный зал «Олимпия», стенд №68, 15 ноября 1906 года

Строго говоря, Silver Ghost – это один определенный автомобиль, а не название для всех моделей 40/50HP. На заре автомобилизации машинам, подобно раритетным произведениям искусства, нередко присваивали имена собственные. И вот управляющий директор C.S.Rolls & Co. Клод Джонсон нарек один их новых автомобилей «Серебряным призраком».

Rolls-Royce 40/50HP, единственный и неповторимый Silver Ghost. В наши дни оценивается в сумму от 10 млн до 30 млн фунтов стерлингов. В 1907 году обошелся компании в куда более скромные, но все же немалые для своего времени 1090 фунтов

Это была машина на шасси № 60551 с кузовом, построенным мастерской Barker & Co. Кузов выкрашен «серебрянкой» – размешанной на масле алюминиевой пудрой, панели капота – из неокрашенного алюминия, фары и кузовную фурнитуру покрывал слой серебра. Свое название автомобиль получил за бесшумную работу, которую британский журнал The Autocar сравнивал со стрекотанием швейной машинки.

«Машина №АХ201» оборудована кузовом необычного фасона Le Roi des Belges («Король Бельгии», а, точнее – полу-Le Roi des Belges, поскольку имеет некоторые отличия от канона, определенного парижским ателье Rothschild в 1901 году. Насчет возникновения кузова сохранился исторический анекдот. В тот год король бельгийцев (именно так: король бельгийцев, а не бельгийский король!) Леопольд Второй посетил Париж и заказал новый кузов для своего Panhard et Levassor 40CV. Вместе с главным дизайнером Rothschild Фердинандом Шарлем они никак не могли прийти к согласию. Король захватил закройщика с собой к своей фаворитке, Клео де Мерод, в салон на авеню Луизы. И там разговор вновь зашел о фасоне кузова. Наконец король, похлопывая по подлокотникам кресел эпохи Людовика XIV, воскликнул: «Мне нужны такие же кресла!»

Статья была опубликована 20 апреля 1907 года. Так совпало, что в тот день компания C.S.Rolls & Co. продала первый из Rolls-Royce 40/50HP (шасси № 60544) в частные руки – некоему Уильяму Аркрайту Честерфилдскому.

Клод Гудман Джонсон (24.10.1864 – 11.04.1926 гг), первый коммерческий директор компании Rolls-Royce, придумавший название «Серебряный призрак»

Как случилось, что с ноября по апрель новинкой никто не заинтересовался? Интересовались, и еще как! Просто в компании решили не торопиться и еще раз все хорошенько проверить в новой машине. Так в старой доброй Англии принято было вести дела. По сути, на шоу в лондонском зале «Олимпия» состоялся только предварительный показ новинки. К 15 ноября были готовы только четыре шасси. Кстати, № 60551, нареченный «Серебряным призраком» – это 12-е по счету шасси. Его завершили 6 марта 1907 года.

Слава о достижениях Silver Ghost быстро распространилась по Великобритании

Сколько прозвищ, помимо «Серебряного призрака», получили еще «ройсы» модели 40/50HP! «Дредноут», «Серебряная тишь», «Жемчужина Востока», «Серая моль»… Всех и не перечислишь. Одних только синонимов слова «призрак» в английском языке наберется несколько – phantom, и shadow, и spectre (specter), и whisper… Но одно утвердилось, причем настолько, что в 1925 году пришлось отучать людей называть Silver Ghost очередную модель компании, которой вполне официально было присвоено название Phantom.

Автомобиль №60551 – один из символов Великобритании. В 1965 году его даже сняли в одном из эпизодов ретро-комедии Those Magnificent men in Their Flying Mashines, в нашем прокате известной как «Воздушные приключения». На снимке – постер кинокомпании 20th Century-Fox

Как и пристало настоящему раритету, Rolls-Royce шасси № 60551 получил и другое имя – AX201. Так его назвали по комбинации на регистрационном номере, которые в Великобритании традиционно выдаются автомобилям пожизненно.

Принца Уэльского (сидит сзади справа) тоже катали на знаменитом Rolls-Royce Silver Ghost

«Машина AX201» – один из главных исторических памятников страны, символ свершений, достигнутых ее автомобильной промышленностью. Свою первую поездку она совершила 13 апреля 1907 года – за рулем сидел главный испытатель компании Эрик Плэтфорд. После обкатки машина приняла участие в авторитетном испытании – Шотландском триале надежности. С 3 по 14 мая она покрыла расстояние свыше 2000 миль, причем на пути в Глазго директор Клод Джонсон проехал 518 миль только на высших передачах, третьей и четвертой.

Изящной рекламе Rolls-Royce были не чужды мотивы импрессионистов. Интересно, что реклама марки утверждала, будто мощность автомобилей RR «достаточная». Во всяком случае, в начале ХХ века из мощности не делали секрета. У модели 40/50HP она составляла до 48 л.с. Из архива Станислава Кирильца

Эластичность мотора была поразительной – на третьей передаче удавалось двигаться со скоростями в диапазоне от 3,4 до 54,94 миль/ч. Думается, читатель самостоятельно сможет пересчитать скорость в метрические единицы (1 миля = 1,609 км). Впрочем, и без этого впору поразиться возможностям, предоставляемым автомобилем. А меньше переключений – ниже вероятность поломок в пути. Кстати, за те 12 дней, что проводилось испытание, на устранение поломок было затрачен всего 1 ч 28 минут. Наибольшую неприятность в те времена, как известно, доставляли подковные гвозди, которыми были усеяны дороги.

Отчасти результат подобной рекламы – Rolls-Royce 40/50HP с кузовом лимузин мастерской Kellner в гараже Его Императорского Величества Николая Второго. Снимок сделан на фронте в 1915 году в районе Новоселок. Фото предоставлено Станиславом Кирильцом

Про «машину АХ201» рассказывают как о странствующем рыцаре, чьи жизнеописания, как известно, были наполнены подвигами и свершениями. Нам же интересно, что до 1908 года ни один из построенных к Лондонскому автосалону 1906 года и позже автомобилей 40/50HP так и не был никому продан (за исключением вышеупомянутого графа Честерфильдского). Умели в те времена вести бизнес!

Говоря о названиях и непревзойденной надежности, нельзя обойти стороной и автомобиль, 100-летие достижения которого отмечалось недавно, 11 сентября. Опытный экземпляр с регистрационным номером R-1075 The Sluggard («Лентяй») сто лет назад преодолел расстояние от Лондона до Эдинбурга на высшей передаче. Машина несколько отличается от других 40/50HP. Сзади вместо трехчетвертных рессор установлены консольные, «кантилеверные» четверть-эллиптические. Колеса имеют несколько меньший диаметр, чем стандартные, и в целом машина сидит примерно на пять дюймов ниже. 7,4-литровый шестицилиндровый 48-сильный двигатель (вначале был мотор объемом 7,0 л) имеет увеличенную степень сжатия с 3,2 до 3,5:1. Коробка передач – трехступенчатая, со сближенными числами.

Официальный бюллетень Королевского автоклуба, извещающий о достижениях The Slugger - «ройса» по прозвищу «Лентяй»

Помимо успешного броска до Эдинбурга под надзором Королевского автоклуба, на треке в Бруклэндс этот автомобиль установил рекорд скорости, пройдя полмили с ходу с результатом 101 миля/ч. Таким образом, «призрак» стал первой моделью Rolls-Royce, преодолевшей заветный показатель 100 миль/ч. Всего за 18 лет компания построила 6173 автомобиля модели 40/50HP.

Раритет Rolls-Royce 40/50HP номер R-1075 на памятном пробеге из Лондона в Эдинбург, сентябрь 2011 года

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Rolls-Royce Ghost

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв